ФЭНДОМ

BeOS

BeOS - операционная система разрабатываемая Be Inc.

История BeOS начинается в 1990 году, когда Жан-Луи Гассе, бывший исполнительный директор Apple Computer, уволенный оттуда в результате борьбы за власть внутри компании, основал компанию Be Inc.

Главной задачей новой компании, по мнению Гассе, должен был стать выпуск современной и перспективной рабочей станции, основанной на новой архитектуре, которая была бы свободна от проблем и «костылей», вызванных необходимостью совместимости с более ранними разработками. Спустя пять лет данный компьютер был разработан и выпущен в свет под названием BeBox;

Он базировался на весьма экзотическом железе для персонального компьютера: два процессора Hobbit по 20 МГц от фирмы AT&T и три цифровых вспомогательных сигнальных процессора (DSP), которые отвечали за обработку звуковых и видеоданных. Остальные комплектующие было решено использовать стандартные, IBM-совместимые. Основной особенностью BeBox было его быстродействие, стабильность системы и расширяемость мультимедийных возможностей, ведь его позиционировали именно как мультимедиасистему.

После создания железной основы подошел черед выбора операционной системы. Основные требования, которые предъявляли к ОС, были следующими: поддержка многопроцессорной конфигурации; файловая система, которая поддерживала бы работу с большими мультимедиафайлами; стабильность; удобство и доступность для пользователей. Была попытка внедрить ОС NeWS от Sun Microsystems, но она не увенчалась успехом. В связи с этим было решено начать разработку собственной операционной системы, которая удовлетворяла бы всем требованиям.

Так как архитектура BeBox была родной и хорошо знакомой для разработчиков, то многозадачная операционная система BeOS удалась, как говорится, на славу. Ее быстродействию и надежности могли позавидовать многие. Операционная система была создана с чистого листа и не несла багажа устаревающих технологий. Чего нельзя было сказать о Windows, с ее наследием в лице устаревающей MS-DOS (хотя, конечно, уже появился WinNT).

Несмотря на то что BeOS получилась почти UNIX-совместимой и на нее можно было портировать программы из Linux, все же графический интерфейс был вшит в ядро.

Ключевыми особенностями BeOS, выгодно отличавшими ее от конкурентов были:

  • микроядерная архитектура. Система состояла из микроядра и различных серверов, которые отвечали за выполнение отведенных им функций.
  • объектно-ориентированный API Этот подход позволял программистам свободно использовать части кода в различных программах, что существенно ускоряло их создание.
  • вытесняющая многозадачность. В большинстве операционных систем каждый процесс управляется диспетчером процессов. Чем больше процессов находится под управлением диспетчера, тем менее быстрой и стабильной становится система. В многопоточных системах же каждый процесс может создавать свои собственные процессы, которые выполняют строго определенные функции, что значительно разгружает диспетчер. К примеру, в BeOS каждое открытое окно создает два новых процесса: клиентский и серверный. Первый процесс получает и обрабатывает пользовательские события, такие как нажатия клавиш и движение мыши, тогда как второй занимается обработкой задач, связанных непосредственно с самим окном.
  • SMP (симметричная многопроцессорная обработка). Потоки могут использовать несколько процессоров, установленных в компьютер (BeOS поддерживала до восьми), переходя с процессора на процессор в зависимости от их загруженности. Например: во время загрузки системы один процессор отвечает за отображение на экране логотипа операционной системы, а второй — за поиск и подгрузку драйверов. Такой подход позволил BeOS выиграть в производительности до 80–100% по сравнению с однопроцессорными системами.
  • ориентация на обработку мультимедийных данных. Многопоточный дизайн BeOS и высокая отзывчивость системы позволяли ей легко справляться не только с аудио- и видео-данными, но также и с трехмерной графикой. Планировщик задач BeOS автоматически задавал приоритеты выполняющимся в «реальном режиме» процессам, таким как графический интерфейс, запись видео или его воспроизведение.
  • 64-разрядная файловая система BFS с поддержкой расширенных файловых атрибутов (метаданных), индексируемая, что приближало ее функциональность к реляционным БД. Она поддерживала жесткие диски объемом до нескольких терабайт и благодаря журналированию транзакций предотвращала потерю данных.

Однако летом 1994 года AT&T прекратила производство процессоров Hobbit, на которых основывался BeBox и Be Inc. пришлось портировать систему на PowerPC мощностью 60 МГц. В связи с этим отпала нужда в дополнительных DSP-процессорах, но от многопроцессорной конфигурации они не отказались, поэтому PowerPC трудились в паре. Новая конфигурация получилась даже лучше предыдущей по быстродействию, также в систему были внедрены все новинки того времени. К концу 1994 года финансовые запасы Be Inc. иссякли, и конец был близок, но Гассе решил представить BeBox публике в надежде найти инвесторов.

На выставке Agenta’95 BeBox с BeOS в качестве начинки произвел фурор. Стив Сакоман подготовил презентацию, которая демонстрировала одновременную обработку восьми AVI-видеофайлов и трехмерной графики. Все это работало одновременно и без малейшего торможения. Система демонстрировала производительность на уровне IBM RS/6000, которая стоила десятки тысяч долларов, в то время как BeBox стоил всего 1995 долларов. Эта выставка принесла Be Inc. дополнительные инвестиции на сумму 6 миллионов долларов. В апреле 1996 года была выпущена седьмая тестовая версия BeOS DR7, которая могла похвастаться поддержкой 32-битного цвета, новой файловой системой BFS, виртуальными рабочими столами, а также улучшенными сетевыми возможностями.

Но деньги снова заканчивались, и следующей целью была выставка MacWorld Expo, проходившая летом 1996 года. Главной задачей было показать, как отлично BeOS работает на компьютере Power Macintosh, кроме того, система также работала на клонах Macintosh (в то время Apple лицензировала платформу другим производителям). Вытесняющая многозадачность и защищенный режим памяти — это то, чего ждали от операционной системы Copland фирмы Apple. Но этого у нее не было, зато было у BeOS. И после выставки Apple предложила Гассе продать его компанию Be Inc. Жан-Луи запросил слишком высокую цену в 300 миллионов долларов, в то время как Apple предложила лишь 100 миллионов. Переговоры были прекращены. Стоит отметить, что позже, после краха проекта Copland в 1997 году, Apple приобрела компанию NEXT Inc., возглавляемую Стивом Джобсом, за 430 миллионов долларов. Остальное, как говорится, уже история.

Дела у Be Inc. шли очень хорошо: распространено более 500 тысяч копий BeOS, а также налажены партнерские отношения с производителями клонов Macintosh. Плюс увеличивающееся с каждым днем количество разработчиков приложений для BeOS. Но тут у руля Apple встает Стив Джобс, который решил покончить с рынком клонов Macintosh, и тем самым сразу лишил Be Inc всех потенциальных клиентов. Гассе не оставалось ничего, кроме как искать новые рынки для продажи BeOS. И единственным таким рынком был рынок компьютеров, построенных на архитектуре x86.

На выставке Software Development’98 компания Be Inc. представила публике BeOS 3.0, которая работала на компьютерах с процессорами Intel. Даже несмотря на то, что были представлены новые процессоры Pentium II, BeOS очень шустро работала и на простых Pentium. Корпорация Intel и ряд других фирм вложили в Be Inc. 25 миллионов долларов. В 1998 году первым официальным дистрибьютором BeOS стала Microdata AB, вслед за ней на американском рынке дистрибьютором стала фирма Gobe Software, а в Японии и другой части Азии Hitachi.

Однако нужно было налаживать контакты и заключать партнерские соглашения с производителями ПК. Все компании отвечали отказом, и немудрено, ведь рынок полностью принадлежал Microsoft. Но все же откликнулся один вендор — Hitachi Ltd., согласившийся предустановить BeOS на три своих компьютера из серии Hitachi Flora Prius. Как только соглашения были подписаны, юристы Microsoft прибыли в Hitachi. И дали им понять, что если они будут поставлять свои компьютеры с двумя операционными системами — Windows и BeOS, то Microsoft лишит их лицензии на свою систему. Это предупреждение получили все производители персональных компьютеров. Строго говоря, в OEM-соглашении Microsoft шла речь о том, что нельзя изменять порядок отображения на экране после инициализации BIOS, вплоть до появления надписи «Добро пожаловать в Windows 98». Таким образом Be Inc. лишилась рынка x86.

В середине ноября 1998 года на выставке COMDEX 98 была выпущена BeOS 4.0. Добавлена новая библиотека Media Kit для работы с потоковыми медиаданными, добавлена возможность чтения и записи с разделов FAT16 и FAT32, увеличена общая производительность до 30%, а также аппаратное ускорение OpenGL. Отдельно стоит отметить скорость работы OpenGL на BeOS: если сравнивать с Windows 95 и 98, прирост составлял два-три раза.

В мае 1999-го Be Inc. меняет стратегию развития и пытается выйти на рынок ПК для доступа в интернет. И выпускает операционную систему BeIA, которая могла бы с успехом применяться в веб-планшетах, медиасерверах, хранящих различную фото-, аудио- и видеоинформацию, миниатюрных ПК, игровых консолях и подобном. Множество компаний лицензировали BeIA в 1999 году, среди них была и Compaq Computer. Однако в конце года все эти фирмы отказались от лицензирования BeIA в пользу Windows CE. Microsoft снова надавила на поставщиков и предоставила выгодные скидки на Windows CE. Be Inc. снова вытеснили с рынка.

В это же время пользователи BeOS выразили недовольство тем, что компания не уделяет должного внимания системе. Было решено открыть исходный код некоторых частей системы, так появились OpenTracker (файловый менеджер) и OpenDeskbar (панель задач). Тем самым дали возможность сообществу программистов BeOS самим улучшать возможности системы. Но исходные коды всей системы BeOS так и не открыли, так как слишком много чужих лицензированных технологий использовалось внутри системы.

В марте 2000 года выпущена BeOS 5.0, в двух редакциях — Personal и Professional Edition. Эта версия была особенно популярной, в особенности её бесплатная редакция, Personal Edition, которая, будучи в конце 90-х годов единственной общедоступной бесплатной ОС (Linux-дистрибутивов для домашних ПК тогда ещё не существовало), часто распространялась в качестве приложения к компьютерным журналам, в виде инсталлятора и устанавливалась прямо в Windows, создавая образ BFS внутри файловой системы FAT32, или в дополнение к Windows на некоторых компьютерах OEM-производителей. Вторая была платной и содержала лицензированный MP3-кодек, проигрыватель RealPlayer, видеоэнкодер Indeo 5, руководство пользователя и техническую поддержку. В первые три месяца было скачано больше миллиона копий BeOS PE, а также компьютерные журналы помещали дистрибутив на свои диски и распространили более 6 миллионов копий.

Однако судьба – злая штука, и BeOS R5 Personal Edition стала главной причиной преждевременной смерти Be Inc. Во-первых, бесплатная Personal Edition успешно конкурировала с платной Professional-редакцией, тем самым подрывая финансовое состояние Be Inc. Во-вторых, Microsoft, возмутившись тем, что производители ПК продают компьютеры с двумя ОС, Windows и BeOS, вопреки установленным соглашениям, надавила на них и побудила их исключить разработку Be из комплектации своих «персоналок».

В августе 2001 года Be Inc. объявила об увольнении сотрудников и начала искать покупателя. И через пару недель Palm Inc. приобрела Be Inc. за 11 миллионов долларов. Позднее Palm использует все наработки BeOS и BeIA в собственной системе для создания новой версии Palm OS, позднее ставшей известной как Cobalt, однако на ней так и не было создано ни одного устройства, и BeOS как таковая окончательно исчезла.

Впрочем, позднее, в 2003 году, Microsoft выплатила Be Inc. компенсацию в 23 миллиона долларов, однако к тому времени она уже была поглощена компанией Palm.

ZetaOS

Прямым наследником Be Inc стала немецкая компания YellowTab, занятая разработкой новой, коммерческой версии BeOS. Исходный код ОС был лицензирован у Be Inc незадолго до её покупки компанией Palm. В новой версии ОС старое название (BeOS) заменили на Zeta, добавили новые возможности. Этот проект имел коммерческий успех, о чём говорит хотя бы то, что за год с небольшим было продано больше копий Zeta, чем сумела продать Be, Inc. за все годы своего существования.

Но, в середине 2006 года и последнюю постиг финансовый кризис, в результате чего Zeta была перекуплена компанией-производителем компьютерных игр Magnussoft, которая обещала продолжить разработку данной операционной системы.

26 марта 2006 года Magnussoft объявила о прекращении разработки Zeta из-за недостаточного объёма продаж, которые оказались намного ниже ожиданий. 16 марта 2007 года финансирование проекта ZetaOS было прекращено.

2 апреля 2007 года руководитель команды по разработке Zeta Бернд Корц объявил, что разработка ОС прекращена.

4 апреля Давид Шлезингер, директор по open source в компании Access Co., Ltd., имеющей права на код BeOS, объявил, что, насколько ему известно, лицензионное соглашение, позволяющее yellowTab легально разрабатывать и распространять ОС на основе оригинального кода BeOS, никогда не заключалось. По его словам, Zeta является нелегальным продуктом. В ответ на данные обвинения 5 апреля 2007 компания Magnussoft остановила продажу Zeta.

HaikuOS

С закрытием разработки операционной системы BeOS и продажей всей её интеллектуальной собственности фирме Palm, перед энтузиастами BeOS встала задача дальнейшего развития и существования этой операционной системы вообще. Поскольку система была во многом уникальной и передовой, её сторонники решили, дабы избежать юридических и технических проблем, переписать операционную систему BeOS с нуля, полностью под свободной лицензией, обеспечив максимально возможную двоичную совместимость с последней версией BeOS — 5.0. Проект изначально назывался OpenBeOS, потом OBOS, и, в конце концов, Haiku.

Источники: F1CD, ddriver.ru, xakep.ru

Haiku
Информация BFSГалерея
Haiku

ИсторияСмена названияАрхитектураВерсииHaiku на ХабреВидеоРепозитории пакетовПрограммыWineПланы на будущееHaiku в коммерческих продуктах

Форки и дистрибутивы PoemSakura
BeOS BeBoxSony eVillaBeIAZetaOS
Помощь FAQ: BeOS, HaikuЗагрузчикиЗагрузочная флешкаОбновление из репозиториев • HPKG-пакет: создание, распаковкаФинансовая поддержка Haiku через GoodSearchКомпиляция Haiku
Обзоры ОС Haiku: быстрый взгляд на неизвестную альтернативуBeOS – ОС, которая пока ещё жива!История одного процесса

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики