ФЭНДОМ

Среди подобных операционных систем стоит особо отметить систему с поэтическим названием Haiku. Данная ОС представляет собой open-source клон BeOS, операционной системы, разработанной в середине 1990-х с заделом на компьютеры XXI века – мощные, обладающие широкими мультимедийными возможностями и при этом стабильные и простые в использовании. К сожалению, оригинальная BeOS закончила своё существование, так и не успев набрать популярности среди широких кругов пользователей, однако те, кто оценил эту систему по достоинству, создали проект Haiku и поддерживают его в данный момент. И, несмотря на то, что пока что данная система всё еще пребывает в статусе альфа-версии, она уже сегодня может похвастаться некоторыми особенностями, недоступными другим ОС. Давайте взглянем на данную операционную систему, разберём её преимущества и недостатки и решим, способна ли она привлечь к себе массового пользователя. Однако мы не сразу приступим к обзору Haiku, а перед этим скажем пару слов об истории прародительницы данной системы, BeOS, а также о том, как создавалась её свободная копия – без этого невозможно понять природу некоторых явлений, произошедших и происходящих в разработке Haiku.

Историческая справка

Итак, история BeOS начинается в 1990 году, когда Жан-Луи Гассе, бывший исполнительный директор Apple Computer, уволенный оттуда в результате борьбы за власть внутри компании, основал компанию Be Inc. Главной задачей новой компании, по мнению Гассе, должен был стать выпуск современной и перспективной рабочей станции, основанной на новой архитектуре, которая была бы свободна от проблем и «костылей», вызванных необходимостью совместимости с более ранними разработками. Спустя пять лет данный компьютер был разработан и выпущен в свет под названием BeBox; BeOS была его основной операционной системой. Впрочем, данный компьютер, не найдя достаточного количества почитателей, вскоре сошёл с рынка, однако BeOS, развиваясь и перейдя сначала на Mac'овскую платформу PowerPC, а затем на PC-шную Intel x86, обрёл популярность среди людей, ценящих простоту и производительность. Особенно популярной стала последняя версия BeOS R5, в особенности её бесплатная редакция, Personal Edition, которая, будучи в конце 90-х годов единственной общедоступной бесплатной ОС (Linux-дистрибутивов для домашних ПК тогда ещё не существовало), часто распространялась в качестве приложения к компьютерным журналам или в дополнение к Windows на некоторых компьютерах OEM-производителей.

BeOS R5

Однако судьба – злая штука, и BeOS R5 Personal Edition стала главной причиной преждевременной смерти Be Inc. Во-первых, бесплатная Personal Edition успешно конкурировала с платной Professional-редакцией, тем самым подрывая финансовое состояние Be Inc. Во-вторых, Microsoft, возмутившись тем, что производители ПК продают компьютеры с двумя ОС, Windows и BeOS, вопреки установленным соглашениям, надавила на них и побудила их исключить разработку Be из комплектации своих «персоналок». Впрочем, позднее, в 2003 году, Microsoft выплатила Be Inc. компенсацию в 23 миллиона долларов, однако к тому времени она уже объявила себя банкротом и была поглощена компанией Palm. В свою очередь, производитель карманных компьютеров пытался использовать наработки Be для создания новой версии Palm OS, позднее ставшей известной как Cobalt, однако на ней так и не было создано ни одного устройства, и BeOS как таковая окончательно исчезла.

Вернее сказать, исчезла бы, если бы не Михаель Фипс, программист, который в 2001 году, как только в прессу стали просачиваться данные о не очень завидной судьбе Be Inc., решился на, казалось бы, безумный шаг – воссоздать BeOS с нуля и выпустить под свободной лицензией. Слава Богу, Фипс нашёл немало единомышленников, и работа закипела. В 2003-2004 годах проект OpenBeOS был переименован в Haiku, а Фипс организовал некоммерческую организацию Haiku Inc., поддерживающую и направляющую разработчиков, а также владеющую правами на логотип и название системы.

В 2007 году Фипс покинул проект Haiku по причинам личного характера, однако с его уходом разработка ОС не прекратилась: спустя два года была представлена первая общедоступная альфа-версия операционной системы. С тех пор к Haiku пришла известность среди простых пользователей, ранее знакомых с BeOS, и, как следствие, в проект пришли новые люди, и процесс разработки ОС пошёл быстрее. В 2010 году была выпущена вторая альфа-версия, а 20 июня 2011 года свет увидел третий альфа-релиз, который и является сейчас основным (на момент написания статьи разработка четвёртой «альфа» близилась к завершению). Сообщество разработчиков полагает, что ему удастся выпустить первый официальный релиз Haiku под названием R1 (сокращение от Release 1) уже в начале следующего года.

Haiku installer

Переходим к практике

Для того, попробовать в действии ОС Haiku, необходимо посетить официальный сайт проекта и скачать со страницы загрузки образ установочного носителя (причём это может быть как ISO-образ для записи на CD/DVD, так и универсальный Anyboot-образ, который, ко всему прочему, можно записать и на флешку) или же файл виртуального жёсткого диска для работы с Virtual PC наподобие VirtualBox. Пока что наиболее предпочтительным является работа с Haiku с флешки или под виртуальной машиной, поскольку у самой ОС не существует средств, которые бы позволили установить её параллельно с уже установленной системой; впрочем, стоит отметить, что на «голый» компьютер в качестве единственной системы Haiku устанавливается без проблем.

Haiku desktop

Рабочий стол Haiku прост и минималистичен, однако по своему красив: интерфейс данной ОС напоминает интерфейс старых версий Windows или Mac OS 9, но при этом смотрится не как пришелец из прошлого тысячелетия. В правом верхнем углу экрана находится Deskbar, аналог Панели задач Windows (его можно даже заставить принять вид, аналогичный Windows'овскому Taskbar'у; для этого достаточно уцепиться мышкой за «ручку» из точек и перенести Deskbar в низ экрана), а сверху расположились иконки со ссылками на документацию, корневой и домашний каталог и корзину.

Haiku Deskbar

Дважды щёлкнув на иконке диска или каталога, мы открываем этот каталог в окне Tracker'а – так здесь называется минималистичный файловый менеджер, аналогичный Explorer из Windows. Tracker представляет собой ну очень простой файл-менеджер, внешний вид и принцип работы которого можно сравнить с оными у стандартного диспетчера файлов из Windows 95 – как и в «девяностопятке», программа управления файлами обделена лишними элементами управления и открывает каждый каталог в отдельном окне. Кто-то сочтёт данный способ организации работы с файловой системой архаичным и нефункциональным, а кого-то, наоборот, привлечёт простота и лёгкость Tracker'а.

Открыв окно Tracker'а, можно заметить, что внешний вид окон в Haiku отличаются от внешнего вида окон в Windows и оконных менеджерах Linux, таких как GNOME, KDE и Xfce – заголовок окна как будто обособлен от самого окна и напоминает язычок вкладки. На самом деле, так оно и есть: Haiku позволяет объединять несколько окон в одно, подобно вкладкам в браузере. Для того, чтобы сделать это, необходимо зажать клавишу Windows и перетащить ярлычок одного окна к ярлыку другого, и эти два окна «слепятся» в одно двухвкладочное. Подобным же образом можно и «приклеивать» окна друг к другу, только для этого перетаскивать нужно не ярлычок окна, а само окно.

Пакет прилагаемого ПО у Haiku нельзя назвать большим, однако для операционной системы, занимающей меньше 700 Мб на жёстком диске, его можно назвать всеобъемлющим. Здесь есть и веб-браузер WebPositive с современным интерфейсом и частичной поддержкой HTML5, несколько медиапроигрывателей, текстовые редакторы Pe и StyledEdit, просмотрщик PDF-файлов BePDF, а также другие прикладные и служебные утилиты, демо-программы и игры. Особенностью программ для Haiku является технология репликантов, благодаря которой можно «выносить» приложения или их часть на рабочий стол, создавая на нём что-то наподобие гаджетов. Так, запустив калькулятор DeskCalc и перетащив на рабочий стол небольшой жёлтый квадратик, находящийся в углу (так называемую «реплицируемую часть»), мы помещаем калькулятор на рабочий стол. Данный подход, в отличие от используемого в Windows Vista/7 и во многих Linux-дистрибутивах («программы отдельно, гаджеты отдельно»), довольно удобен и лаконичен.

Haiku Tracker

Отдельно стоит сказать о файловой системе, используемой в Haiku – Be File System. Несмотря на то, что она была создана ещё в 1996 году и «досталась в наследство» Haiku от BeOS, она является довольно продвинутой файловой системой, полностью отвечающей требованиям как сегодняшнего дня, так и довольно далёкого будущего. Так, тип файлов в BeFS задаётся не с помощью расширений, а посредством метаданных, которые, помимо всего, позволяют работать с файловой структурой примерно теми же способами и средствами, что и с реляционной базой данных. Для конечного пользователя это означает удобство поиска и манипулирования информацией, в особенности электронными письмами и контактами: для того, чтобы отсортировать контакты по папкам или сделать резервную копию архива e-mail, не нужно запускать соответствующую программу – все действия можно производить из Tracker'а.

Впрочем, помимо достоинств, у Haiku есть и довольно много недостатков. Помимо ожидаемых проблем с опознаванием «железа» (будьте готовы к тому, что ваша видеосистема может не оказаться в числе поддерживаемых, и вы не сможете работать с Haiku в широкоформатном разрешении) и поддержкой современных стандартов (например, WPA- и WPA2-шифрование Wi-Fi), наблюдаются неприятные моменты, связанные с локализацией. Выставив при установке язык «Русский», вы, тем не менее, не получаете полностью готовую для работы с русским языком систему: во-первых, вам нужно будет после установки отдельно включить перевод папок в Tracker и названий программ в Deskbar, а, во-вторых, вам нужно будет установить программу KeyboardSwitcher или двуязычную русско-английскую раскладку, чтобы можно было переключаться между языками при вводе текста.

Кстати, о клавиатуре – привыкайте к новым «горячим клавишам», отличающимся от общепринятых в компьютерной среде. Так, для открытия главного меню вам следует нажимать не клавишу Windows, а клавишу Context, в других системах используемую для отображения контекстного меню, а переключение между окнами осуществляется не привычной ещё со времён Windows 3.1 комбинацией Alt+Tab, а Ctrl+Tab. Так что Haiku, в отличие от многих пользовательских Linux-дистрибутивов, таких как Fedora и Ubuntu, всё же нельзя назвать операционной системой, подходящей для пользователей с любым уровнем квалификации. Впрочем, учтём, что перед нами альфа-релиз, который по определению должен быть "сыроват", и будем надеяться, что наиболее критические из недостатков Haiku будут устранены к выходу версии R1.

Есть ли у операционной системы Haiku будущее? Безусловно. Данная ОС хоть и не является абсолютно идеальной и вряд ли когда-нибудь завоюет популярность среди простых пользователей, привычных к Windows или Ubuntu, однако она обладает массой возможностей, выгодно отличающих её от более развитых "братьев" и "сестёр". А это значит, что найдутся люди, которые выберут Haiku пусть и не в качестве основной операционной системы, так в качестве ОС для старого "пентиума" или для домашнего файлового хранилища на базе PC. А это значит, что Haiku, и, следовательно, BeOS будут жить. А разве плохо, если в мире будет существовать ещё одна операционная система?

Автор: Литвиненко Юрий, Источник

Haiku
Информация BFSГалерея
Haiku

ИсторияСмена названияАрхитектураВерсииHaiku на ХабреВидеоРепозитории пакетовПрограммыWineПланы на будущееHaiku в коммерческих продуктах

Форки и дистрибутивы PoemSakura
BeOS BeBoxSony eVillaBeIAZetaOS
Помощь FAQ: BeOS, HaikuЗагрузчикиЗагрузочная флешкаОбновление из репозиториев • HPKG-пакет: создание, распаковкаФинансовая поддержка Haiku через GoodSearchКомпиляция Haiku
Обзоры ОС Haiku: быстрый взгляд на неизвестную альтернативуBeOS – ОС, которая пока ещё жива!История одного процесса

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики